Женский сайт >> Раздел "Отношения" >> Конфликты с коллегами

Как поладить с коллегами

Когда мы ссоримся с кем-нибудь из близких нам людей, то развитие ситуации, как правило, зависит только от нас самих. А вот перед конфликтами на службе мы порой бываем совершенно беззащитны, поскольку не в силах уладить их самостоятельно. Чтобы 8 рабочих часов не превращались ежедневно в непосильный для вашего организма стресс, прислушайтесь к советам психолога.

Чтобы из искры не возгорелось пламя

Конфликты в деловой сфере обычно возникают из-за существования различных мнений и суждений, которые выносятся «в мир» со всей категоричностью и без какого-либо уважения к личности партнера. И именно от обеих сторон зависит, будет ли напряженность в отношениях возрастать и дальше или все же найдется требуемый консенсус.

  • В том случае когда между участниками беседы отсутствует хотя бы элементарное стремление сделать шаг навстречу друг другу, конфликт может возникнуть совершенно неожиданно и практически на пустом месте. Поэтому в любой ситуации стоит стремиться к взаимопониманию. Для ликвидации очага возгорания надо найти точку соприкосновения мнений. Сначала постарайтесь выяснить, какие ценности и этические нормы являются общими для участников конфликта.

  • Помните также о том, что критиковать оппонента намного приятнее и легче, чем выслушивать его мнение. Прикусите себе язык, почувствовав желание немедленно приступить к резонерству и объяснить «неразумным», как все должно быть на самом деле. Такт, терпение и щепетильность в вопросах делового этикета - вот главные добродетели, которые надо культивировать в себе на службе.

  • Попробуйте понять интересы оппонента. Очень часто собственные негативные эмоции застилают нам глаза, и речь партнера слышится через призму озлобленности и заведомого нежелания с ним соглашаться. В таком случае старайтесь сохранять хладнокровие и попытайтесь поставить себя на место другого человека.

  • Как это ни покажется удивительным, но мы и сами подчас раздражаем людей, с которыми общаемся. Последите за собой: может быть, вы любите во время разговора стоять слишком близко к собеседнику или разваливаться в кресле? Может быть, вам привычно пользоваться зубочисткой, пристально глядя коллеге в глаза или грызть шариковую ручку, которую одолжили у него на минутку? Барабанная дробь пальцами по столу, как и щелканье ими, привычка многозначительно произносить некоторые фразы на иностранном языке тоже может настроить собеседника против вас. К конфликтам приводит и привычка перебивать коллегу (потому что, на ваш взгляд, уже и так все понятно), похлопывать его по плечу, а также фамильярничать и переходить на покровительственный тон.

Если вас затянуло в конфликт

Главное в подобной ситуации - выбрать правильный стиль поведения. Психологи выделяют пять типовых стратегий.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

В этом случае человек меняет свою позицию и стремится сгладить противоречия в ущерб своим личным интересам.

Данную стратегию выгодно использовать тогда, когда обсуждается очень важный вопрос и надо любой ценой упрочить взаимное доверие. Приспособление оправдывает себя и тогда, когда человеку гораздо важнее сохранить теплые отношения с партнером, чем доказывать с пеной у рта свою правоту.

КОМПРОМИСС

Здесь происходит урегулирование разногласий путем взаимных уступок, в результате чего выигрывает не кто-то лично, а дело. Данная стратегия используется тогда, когда на чаши весов с обеих сторон поставлены одинаковые по значимости аргументы. Когда временное решение всех устраивает, а сторонам выгодно приобрести хоть что-то, км потерять все.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Эта стратегия используется, когда стороны активно стремятся выработать единое решение, удовлетворяющее и тех, и других, Обычно в этом бывает потребность, когда компромисс невозможен, но к общему согласию прийти необходимо. Это сделать легче, если у вас с оппонентом тесные и длительные отношения.

ИГНОРИРОВАНИЕ

Подобным приемом разумно пользоваться тогда, когда требуется сохранить спокойствие, не «потерять лицо», трезво оценить все «за» и «против». Руководитель вполне может игнорировать конфликт, если считает, что подчиненные могут справиться с ним самостоятельно. Полезно не обращать на проблему внимания, если обсуждение проблемы лишь подольет масла в огонь, а делу не поможет.

СОПЕРНИЧЕСТВО

Под этим подразумевается открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции. Она уместна в поведении начальника, когда он уверен, например, в том, что его подчиненные принимают авторитарный стиль правления, что у него достаточно полномочий для вынесения окончательного и бесповоротного вердикта.

Исходя из особенностей стратегии, выбирайте каждый раз приемлимую для данной ситуации. Быть всегда приверженцем лишь одной из них разрушительно для вашей психики.

СМУТЬЯН В КОЛЛЕКТИВЕ

Довольно часто в трудовых коллективах встречаются люди, которые используют «силовое давление», чтобы спровоцировать конфликт. Их основные приемы таковы:

  • сбор компрометирующих материалов на руководителя, чтобы в дальнейшем использовать это как мину замедленного действия;

  • постоянное пребывание на работе с обиженным видом и вечные жалобы на то, что босс всех обижает и притесняет;

  • использование любого пустяка, вроде не купленных вовремя дискет как повод для недовольства;

  • сталкивание лбами коллектива и начальника: «Все вы такие грамотные специалисты, лишь он один этого не замечает и не ценит».

  • вербовка недовольных сотрудников для сколачивания вокруг себя оппозиции.

Понятно, что со смутьяном надо что-то делать. Сначала следует признать существование среди вас зачинщика конфликтов. А потом будет полезнее всего не обращать на него внимания и не поддаваться на провокации. Не позволяйте ему втягивать вас в серию мелких рабочих ссор, которые вам принесут славу любителя враждебных столкновений и затянут в трясину всепоглощающего конфликта. Если же смутьян продолжает попытки привлечь вас на свою сторону, сообщая якобы одному ему известную информацию о вас, помните, что гласность - ваш первый защитник. Ведь любое силовое давление - это своего рода шантаж. А лучшее средство борьбы с шантажистом -обнародовать «компромат» самому.

Как известно, в конфликте почти никогда не бывает победителей. Вот и подумайте, прежде чем ввязаться в ссору, нужна ли вам такая пиррова победа.

Алла Занимонец